Одним из ведущих направлений реформирования современного образования является гуманизация, основу которой составляет коммуникативная культура.
Коммуникативная культура рассматривается как основа профессиональной педагогической деятильности, показатель общей и социальной культуры.
Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей.
Коммуникативная культура личности как система ее качеств, включает:
1. творческое мышление;
2. культуру речевого действия;
3. культуру самоконтроля на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. культуру жестов и пластики движений;
5. культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
6. культуру эмоций.
Критериями коммуникативной культуры являются: ценностное отношение к общению; сформированность коммуникативно-значимых качеств личности; оценивание себя как субъекта взаимодействия; готовность к сотрудничеству и др.
Профессия учителя принадлежит к профессиям "повышенной речевой ответственности", в которых коммуникативная культура является обязательным условием профессионализма.
Как основа профессиональной деятельности педагога понятие "коммуникативная культура" включает:
-
устную коммуникативную культуру;
-
письменную коммуникативную культуру;
-
невербальную коммуникативную культуру.
Основное в практической деятельности учителя-логопеда - это корркционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями речи, профессионально-педагогическое общение с родителями, коллегами и администрацией. Поэтому от его коммуникативная культура зависит успешность его профессиональной деятельности.
Учитывая тенденцию к постоянному росту численности детей с речевой паталогией, деятельность учителя-логопеда отличается востребованностью.
Компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются: осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в специальных учреждениях для детей с речевой патологией; адекватное использование логопедических технологий; владение педагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникативной культурой.
Важным показателем мастерства учителя является увеличение реыевой деятельности детей и уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного молчания детей, увелечение количества контактов.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве.Её основными "плоскостями" выступают личность, деятельность и общение.
Профессионализм учителя-логопеда оценивается по следующим сферам:
-
сфера профессиональной деятельности;
-
сфера профессионального общения;
-
сфера профессиональности личности.
Основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют: использование правовых методов и этических норм, принципов диентологии в организации процесса коррекционно-педагогического воздействия с лицами, страдающими нарушениями речи; владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и невербальными средствами общения; владение методами логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей; консультирования родителей и педагогв по проблемам обучения, развития детей и подростков; творческое применение дифференцированных логопедических технологий, методов и средств профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей; владение умением поиска и обработки информации, ведения логопедической документации; стремление к профессиональному совершенствованию.
Для учителя-логопеда обязательными качествами являются любовь к детям, интерес и уважение к их личности, увлечённость профессией, овладение нормами общения и этики, коммуникабельность, открытость для общения и духовного взаимообогащения.
Специалист в области логопедии должен обладать такими чертами, как: ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная самооценка, выборность стратегии и тактики для осуществления деятильности, установление профессиональных притязаний.
К организаторским качествам учителя-логопеда относятся: ориентация на деловое сотрудничество, организованность, ответственность, самокритичность, мобильность и адекватность при принятии решений умение организовывать деятельность детей с нарушениями речи.
К коммуникативным умениям учителя-логопеда относят: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; умение организовыватьи поддерживать диалог; умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
Общение с людьми - это всегда творчество, и, как любым творчством, овладеть им сложно. Овладеть основами профессионального общения можно двумя путями: изучая природу, структуру и законы процесса общения, овладевая процедурой и технологией межличностных коммуникации; формируя умения и навыки профессионального общения, развивая коммуникативные способности, собственный опыт коммуникативной деятельности.
|