Главная | Регистрация | Вход | RSS Среда, 08.05.2024, 02:15

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Рожкова Светлана Владимировна

Родился в мифе он когда-то, Пегас могучий и крылатый. Он мчит нас к творчеству и свету, пути прекрасней в мире нету!
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [3]
Календарь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Влияние физичесих уражнений на формирование графических навыков у дошкольников
14.01.2012, 14:46
    В современной общей и специальной педагогике утверждено положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии ребёнка. Педагогическое воздействие имеет исключительное значение для формирования его личности и подготовки к школьному обучению. Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.
    Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.
    Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей имеющих нарушения речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность занятия, которое вы увидите в дальнейшем, цель которого показать наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма.
    Процесс овладения навыкам письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребёнка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.
    Коррекционно-развивающая система отличается тем, что формирование графических навыков у детей с нарушениями речи осуществляются на основе комплексных занятий учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
     В систему занятий включены не только логопедические задания, но и специальные физические упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую, игры с мячом). Работа по формированию графических навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.
    Развитию координации движений, мелкой моторики и пространстве способствует применение различных физических упражнений.
 
Наиболее эффективные из них мы хотели предложить вашему вниманию:
 
«Разноцветные мячики».
     Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие ловкости, координации движений.
     Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Дети стоят в кругу. Педагог бросает ребенку синий или красный мяч. Если ребенок ловит синий мяч, то он называет согласный звук, если красный, то гласный.
 
«Человечки-схемы».
     Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека, развивать точность движений.
Изобразить такое же действие, что и человечек на рисунке.
 
Эстафета «Составь слово».
     Цель: развитие звукового анализа слова, развитие ловкости, координации движений.
     Оборудование: набор мячей синего, зеленого и красного цвета.
Группа детей делится на команды. Педагог называет слово. Задача детей с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По сигналу педагога, дети по очереди берут мяч, соответствующий заданному звуку в слове, подбегают к дорожке, оставляют мяч и возвращаются назад.
 
«Перейди болото».
     Цель: развитие фонематического слуха и координации движений.
     Оборудование: плоские «кочки», вырезанные из картона.
Дети по очереди переходят болото, наступают на каждую кочку, произнося при этом слоги: са-за-са. Данное упражнение способствует не только развитию координации движений, но и развивает фонематический слух.
 
«Доскажи словечко».
     Цель: развитие слогового анализа, чёткости и точности движений.
     Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Педагог бросает ребёнку мяч и называет первый слог, ребёнок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом. # во…(да), во…(дитель), во…(рона), и т.д.
 
«Справа, слева, впереди, в обруч точно попади».
     Цель: закрепление умения ориентирования (справа, слева), развитие моторики.
     Оборудование: 2 обруча, мяч. Дети выполняют следующие задания: стукни 3 раза мячом в правый обруч, 4 раза в левый, 2 раза перед собой.
 
«Регулировщик».
     Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений.
Выполняется под музыку с чётким ритмом. Правая рука в сторону, левая в сторону, правая - вверх, левая - вверх. Затем обе руки вперёд и вниз.
 
«Лодочка».
     Цель: развитие чувства ритма, зрительно-пространственных представлений. Дети сидят друг за другом. Ноги на ширине плеч, руки на плечах.
Динь – дон, динь – дон.
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Вправо лодочку качает,
Влево лодочку качает.
Динь – дон, динь – дон,
Дружно к берегу гребём,
Вправо к берегу гребём,
Влево к берегу гребём.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
 
     Включение в занятие физических упражнений повышает эмоциональный настрой, даёт возможность самовыражения.
     При коррекционной работе с детьми с нарушениями речи необходимо учитывать не только особенности графических навыков, но и такие особенности их двигательной сферы, как нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений.
     Таким образом, использование специальных физических упражнений на занятиях по развитию связной речи и обучению грамоте служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создаёт основу для развития графическим навыкам.
Категория: Мои файлы | Добавил: Учитель-логопед
Просмотров: 1043 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
1 Непомящая О.А.  
0
молодец.

Имя *:
Email *:
Код *:
Погода
Это интересно!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Полезные ссылки
 
 
 
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz