Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить все усилия, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно-расторможенным ребёнком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно всё тело… Он постоянно отвлекается, суетится, задаёт вопросы, пытается о чём-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей посещающих логопедические занятия много.
А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребёнок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно поставить звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.
Не знаю, как коллегам, но мне не раз доводилось работать с детьми, страдающими, как я это называю, «синдромом гиперответственности». Эти дети настолько тщательно стараются выполнить все задания логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряжённое состояние затрудняет и постановку звуков, и последующую автоматизацию.
Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой, как для логопеда, так и для самого ребёнка.
Большинства детей - логопатов не умеют слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков, у них недостаточное чувство ритма, они не умеют согласовывать свои действия с действиями других. Эти дети имеют проблемы с дыханием, оно не свободное и плавное, а зажатое и прерывистое. Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические занятия, но вернёмся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Если ослабленный, заторможенный ребёнок приобретёт уверенность в себе и хотя бы частично избавиться от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков; ребёнок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объёма информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребёнка проснулся живой интерес, и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в активную речь.
Если ребёнок научился осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей-логопатов достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно игровой метод организации занятий. Сюжетно – тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Отмечая, выше перечисленные психолого-педагогические особенности детей посещающих логопедические занятия, мы предлагаем вам, разработанное нами методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности, используя театр на песке.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру…Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Всем известно, что дошкольный возраст – это возраст сказок. Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову.
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание и вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания, короткие, многократно звучащие в тексте фразы.
Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность русской речи, проникается её поэзией. Начав с коротеньких бесхитростных сказок, ребёнок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребёнок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии – необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она ещё и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
Учитывая подлинный интерес ребёнка к сказке, силу её воздействия на ум и душу растущего человека, мы предлагаем использовать сказку ещё с одной целью – коррекционно – развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе. Указанная тема является приоритетным направлением в работе учителя – логопеда.
Цель методического пособия мы видим в создании максимально благоприятных условий для формирования и развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности. Для достижения поставленной цели используем разнообразные методы и приёмы, которые носят театрально – развивающий характер:
-
упражнения на развитие речевого дыхания;
-
упражнения, развивающие звуковую культуру речи;
-
использование чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок;
-
артикуляционная гимнастика;
Реализацию цели осуществляли через решение следующих задач:
-
развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; развитие мелкой моторики рук;
-
закрепление правильного произношения звуков;
-
совершенствование отчётливого произношения слов и словосочетаний;
-
развитие связной речи; формирование интонационной выразительности речи;
-
развитие диалогической речи в процессе театрально – игровой деятельности;
-
развитие интереса к театрально – игровой деятельности;
-
развитие памяти, мышления, воображения;
Помимо задач, направленных на развитие речи, в «сказочных» занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки. По мере того, как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
В предлагаемой системе «сказочных» занятий реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно:
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
-
развитие сенсорных и моторных функций;
-
формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
-
развитие мимической мускулатуры;
-
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
-
развитие эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
-
формирование черт гармонично развитой личности (чувство дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.);
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается такое построение занятий, как разыгрывание сказки на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что дети – логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Организация «сказочных» занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Содержание методического пособия
Разработанное нами методическое пособие коррекционного обучения и развития рассчитано на детей старшего дошкольного возраста детского сада. Дети объединяются на подгрупповые «сказочные» занятия со сходными речевыми нарушениями. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи.
В занятия по автоматизации звуков включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребёнок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. В каждое занятие на развитие лексико–грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимания. Все задания объединяются одним сюжетом сказки, который порой по ходу действия (занятия) сочиняют дети. Для того чтобы научиться читать, ребёнок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и многие другие.
Особенности методического пособия
Новизна данного пособия состоит в разработке и использовании на практике методики «сказочных» занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности, используя театр на песке. Методические рекомендации и предложенные конспекты занятий учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.
В предлагаемом пособии не ставилась цель дать конспекты занятий на все звуки родного языка. Главное – показать принципы и возможности неограниченного многообразия построения занятий. Правда, последнее требует от учителя - логопеда полной самоотдачи, экспромта, умения быть артистом и режиссёром.
В коррекционно–педагогической работе нужно ставить главную цель – стремиться к тому, чтобы всё способствовало физическому, социальному и интеллектуальному совершенствованию ребенка. Предлагаемая в этом пособии методика занятий по развитию речи детей средствами театрально – игровой деятельности позволяет внести значимый вклад во всесторонне развитие личности ребенка. И в то же время необходимо понимать, что нельзя ждать от этой методики решения всех проблем коррекционной работы с детьми. Педагогам надо творчески подходить к использованию данных конспектов, учитывать свой опыт и психофизиологические особенности детей. Это пособие не догма и не панацея. Нельзя ждать от него чуда. Чудо находится в самих детях, только нужно его заботливо, с любовью взрастить.
|